Исследование работы калининградских школ в условиях карантина

Мы провели опрос 109 учеников, учителей и родителей школьников о проблемах перехода на дистанционное обучение и публикуем отчет с результатами нашего исследования.

Большинство учителей, родителей и детей заявили об увеличении нагрузки в период работы в дистанционном режиме. Это связано с тем, что в половине случаев опрошенные родители и ученики отметили, что работа педагогов в условиях карантина заключается в отправке заданий без объяснения материала учителем. Это создает дополнительную нагрузку особенно на добросовестных учеников, которые привыкли выполнять все требования учителя.

Общая проблема, которую отметили и родители, и ученики, и учителя — нестабильная работа интернет-сервисов дистанционного образования. Особенно это касается специализированных сервисов вроде «Российской электронной школы» и электронного журнала, которые не справлялись с возросшим трафиком.

Опрос показал неравное положение учеников лицеев и гимназий перед учащимися «обычных» общеобразовательных школ. Уровень удовлетворенностью учебным процессом в дистанционном формате учеников лицеев и гимназий намного выше, преподаватели в «привилегированных» школах стараются комбинировать различные методы преподавания, а не оставляют учеников один на один с новым материалом.

Три группы опрошенных сообщили, что одной из проблем видят недостаточное качество организации учебного процесса со стороны администрации школ. Обучение учителей работе в дистанционном режиме скорее исключение, чем правило.

Мы считаем, что в сегодняшних условиях педагоги показали довольно высокие способности адаптации к быстроменяющимся условиям. В социальных сетях можно встретить крайне резкие оценки, особенно со стороны родителей школьников. Но, опросив более сотни участников образовательного процесса, мы пришли к выводу, что многие учителя даже в новом дистанционном формате смогли сохранить высокое качество работы, о чем говорят в том числе и ответы школьников.

Владимир Лемешевский, сооснователь Эдукариума:
«На наш взгляд, самая главная проблема — в недостаточной организованности работы на системном уровне. Это касается и работы сервисов для дистанционного образования (большинство респондентов жаловались на их нестабильную работу), и административных работников, которые должны были принимать управленческие решения. Опрошенные учителя констатировали, что в большинстве случаев руководство школ ограничивается лишь директивами, а работа рядовых преподавателей усложнилась. Так, один из педагогов сообщил, что ведет онлайн-занятия со смартфона, а администрация школы отказалась предоставить компьютер учителю в пользование!».

«Самыми подготовленными к карантину оказались ученики и родители, которые еще до коронавирусной эпидемии перешли на семейное образование. Для этих детей ничего не изменилось — их учебный процесс не пострадал. Ведь проблемы, с которыми столкнулись все российские школьники, — поиск удобного рабочего места, самостоятельное изучение материала, самомотивация — все это уже решили ученики в рамках семейного обучения», — говорит сооснователь Эдукариума Анастасия Лемешевская, которая курирует сопровождение и тьюторство школьников на семейном обучении.

Задача региональной системы образования, на наш взгляд, обратиться к потребностям учеников и педагогов. Нужно провести обучение для преподавателей, важно, чтобы это были не формальные курсы для получения очередного свидетельства, а действительно полезные тренинги от учителей-практиков. Не лишним будет и дополнительное материальное стимулирование преподавателей, поскольку объем педагогической работы, по нашим оценкам, вырос.