На сайте ФИПИ выложили проекты демоверсий ЕГЭ-2018. В них еще возможны изменения. Окончательные, заверенные печатями и подписями демоверсии опубликуют в ноябре. Тем не менее по проектам демоверсий уже можно судить, что в заданиях ЕГЭ изменится, а что останется прежним. Наши преподаватели внимательно изучили новые демоверсии и сделали краткий обзор.
Русский язык | Обществознание | Литература | Информатика | Физика |
Русский язык
Стало на одно задание больше. Перед заданиями по тексту добавили новое задание 20. Оно проверяет знание речевых норм, умение находить лексические ошибки. Это задание базового уровня сложности и оценивается в 1 балл.
Лексическая ошибка в этом предложении — плеоназм, речевая избыточность. Лишнее слово, которое нужно выписать, — «главную» (слово «суть» и так означает нечто главное, важное).
Что изменилось:
Теперь в ЕГЭ по русскому языку 26 заданий и нумерация заданий по тексту сместилась на один пункт вперед. В первую часть входят задания 1-25. Это 34 первичных балла. Вторая часть — сочинение, задание 26. Максимальное количество баллов за сочинение — 24. Всего за обе части — 58 баллов.
Обществознание
Увеличили максимальный балл и изменили критерии в заданиях 28 (план) и 29 (мини-сочинение). Теперь за план дают четыре первичных балла, за сочинение — шесть. Максимальное количество первичных баллов за всю работу увеличилось с 62 до 64.
Задание 28 (план)
В новой демоверсии для плана вели отдельные критерии оценивания:
Критерий 28.1. Раскрытие темы (2 балла)
Чтобы получить максимальное количество баллов, нужно:
1) включить в план как минимум два из трех пунктов, раскрывающих тему по существу;
2) как минимум один из этих пунктов раскрыть в подпунктах.
Критерий 28.2. Количество пунктов плана (1 балл)
В плане должно быть не менее трех пунктов, два из которых детализированы в подпунктах. Учитываются только те пункты, которые имеют отношение к содержанию темы. Не относящиеся к теме и абстрактные пункты (например, «Введение» или «Заключение») не считаются.
Критерий 28.3. Корректность формулировок пунктов и подпунктов плана (1 балл)
В формулировках пунктов и подпунктов плана не должно быть ошибок.
Что изменилось:
- Сложный алгоритм оценивания (таблица на две страницы) заменили на три отдельных критерия — как у сочинения. Требования к заданию стали понятнее.
- Увеличилось максимальное количество первичных баллов с трех до четырех.
Задание 29 (мини-сочинение)
Максимальное количество баллов увеличили с пяти до шести. Изменили формулировку задания и критерии оценки.
Формулировка задания 29
Было:
Стало:
Что изменилось:
- «Проблема» в условии задания больше не упоминается. Раньше это вносило путаницу, так как в критериях про формулировку проблемы ничего не говорится.
- В задании отдельно прописали требования к теоретической и к фактической аргументации.
- Фактическая аргументация теперь должна иллюстрировать положения, сформулированные в теоретической аргументации.
Критерии задания 29
Теперь сочинение оценивается по четырем критериям:
Критерий 29.1. Раскрытие смысла высказывания (1 балл, если не выполнен, соответствие другим критериям не учитывается и за все задание ставится 0 баллов)
Это бывший критерий К1. В новой демоверсии добавили условие: чтобы раскрыть смысл высказывания, нужно выделить основную идею или сформулировать тезис в контексте высказывания.
Критерий 29.2. Теоретическое содержание мини-сочинения (2 балла)
Этот критерий оценивает связность аргументации: объяснения ключевых понятий, рассуждения и теоретические положения должны пояснять сформулированный тезис или идею.
Критерий 29.3. Корректность использования понятий, теоретических положений, рассуждений и выводов (1 балл)
В аргументации не должно быть ошибочных утверждений.
Критерий 29.4. Качество приводимых фактов и примеров (2 балла)
Как и раньше, нужно привести примеры из двух разных источников: СМИ, другие школьные предметы, факты личного опыта. Примеры с фактическими и смысловыми ошибками не засчитываются. Новое требование: если оба примера не сформулированы развернуто или не связаны с положениями теоретической аргументации, по критерию выставляется ноль баллов.
Что изменилось:
- Трудности вызывала расплывчатая формулировка «раскрытие смысла» в первом критерии. Оценка по этому критерию была субъективной и зависела от личности эксперта. Теперь добавили объективное условие: чтобы раскрыть смысл, нужно выделить идею или сформулировать тезис. Критерий стал более понятным.
- Качество теоретической аргументации теперь оценивается по двум критериям, за теоретическую аргументацию дают больше баллов.
- Ужесточились требования к фактической аргументации: примеры должны быть развернутыми и иллюстрировать положения теоретической аргументации.
Литература
Увеличили максимальное количество баллов и изменили критерии оценки в заданиях с развернутым ответом: 8, 9, 15, 16, 17. Максимальное количество первичных баллов за экзамен увеличилось с 42 до 57.
Задания 8 и 15
Было:
Максимальный балл — 4.
Два критерия:
1. Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов (3 балла; если 0 или 1 балл, по второму критерию ставится 0 баллов).
2. Следование нормам речи (1 балл).
Стало:
Максимальный балл — 5.
Три критерия:
1. Соответствие ответа заданию (1 балл; если 0, за все задание ставится 0 баллов).
2. Аргументированность, привлечение текста произведения (2 балла; если 0, третий критерий также оценивается в 0 баллов).
3. Фактологическая, логическая и речевая точность ответа (2 балла).
Что изменилось:
Большие проблемы вызывала оценка «убедительности аргументов», значительную роль здесь играл субъективный фактор. Теперь качество аргументов оценивается во всех трех критериях: в первом критерии устанавливается, отвечает ли ученик на поставленный в задании вопрос, во втором — насколько аргументы опираются на текст произведения, в третьем — отсутствие логических ошибок в аргументации.
Задания 9 и 16
Было:
Максимальный балл — 4.
Нужно было обосновать выбор произведения.
Не учитывались речевые ошибки.
Сложный алгоритм оценивания.
Стало:
Максимальный балл — 10.
Выбор произведения обосновывать не нужно.
Учитываются речевые ошибки (критерий 3).
Три критерия:
1. Подбор произведений для выполнения задания (4 балла; если ставится 0, все задание оценивается в 0 баллов).
2. Сопоставление произведений (4 балла; если 0, все задание оценивается в 0 баллов).
3. Фактологическая, логическая и речевая точность ответа (2 балла).
Что изменилось:
- Увеличился максимальный балл с четырех до десяти. Задания 9 и 16 сложнее, чем 8 и 15. Теперь оценка учитывает эту разницу в уровне сложности.
- Не требуется обосновывать выбор произведения.
- Кроме фактологической, оценивается также логическая и речевая точность.
Задание 17
Было:
Максимальный балл — 14.
Три темы сочинения.
Пять критериев:
1. Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений (3 балла; если 0, все задание оценивается в 0 баллов).
2. Уровень владения теоретико-литературными понятиями (2 балла).
3. Обоснованность привлечения текста произведения (2 балла).
4. Композиционная цельность и логичность изложения (3 балла).
5. Следование нормам речи (3 балла).
Стало:
Максимальный балл — 15.
Четыре темы сочинения.
Семь критериев:
1. Соответствие сочинения теме (1 балл; если 0, все задание оценивается в 0 баллов).
2. Аргументированность, привлечение текста произведения (2 балла).
3. Опора на теоретико-литературные понятия (2 балла).
4. Композиционная цельность (2 балла).
5. Логичность (2 балла).
6. Фактологическая точность (3 балла).
7. Соблюдение речевых норм (3 балла).
Что изменилось:
- Четвертая тема в новой демоверсии — по новейшей отечественной литературе, ранее темы были только по классическим произведениям.
- Из критериев убрали субъективные оценки «убедительность суждений» и «глубина раскрытия темы».
- Логичность, фактологическая точность и соблюдение речевых норм оцениваются по отдельным критериям. Для выпускников это плюс, достаточно выполнить требования обязательного первого критерия и не сделать ошибок, чтобы получить 9 баллов из 15. Возможно, вес критериев еще пересмотрят, ждите ноября, когда выйдут окончательные демоверсии.
Информатика
В задании 25 теперь нельзя писать алгоритм на естественном языке.
Примеры текстов программ и их фрагментов в условиях заданий 8, 11, 19, 20, 21, 24, 25 теперь даются на языке С++.
Физика
Стало на одно задание больше. В первой части добавили задание 24. Это задание базового уровня сложности, проверяющее знания астрономии и астрофизики. Максимальное количество первичных баллов — 2.
Также в кодификаторе изменился раздел 5 «Квантовая физика». Теперь он называется «Квантовая физика и элементы астрофизики». Новый подраздел 5.4 «Элементы астрофизики» содержит темы:
5.4.1 Солнечная система: планеты земной группы и планеты гиганты, малые тела солнечной системы.
5.4.2 Звезды: разнообразие звездных характеристик и их закономерности. Источники энергии звезд.
5.4.3 Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд.
5.4.4 Наша Галактика. Другие галактики. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной.
5.4.5 Современные взгляды на строение и эволюцию Вселенной.
Что изменилось:
- Добавили новую тему «Элементы астрофизики» и задание по ней.
- Теперь в ЕГЭ по физике 31 задание, и нумерация заданий во второй части сместилась на один пункт вперед.
- Максимальное количество первичных баллов: за первую часть (задания 1-24) — 34, за вторую часть (25-31) — 18, за всю работу — 52.