«Отказ не принимается» — хитрости Эдукариума

Ученик на любой вопрос учителя отвечает «я не знаю». Тогда учитель призывает лучше готовиться к занятиям и переходит к другому школьнику, знающему ответ. В худшем случае ученика, который постоянно «не знает», вообще перестают спрашивать. Знакомо?

В Эдукариуме мы добиваемся стопроцентной активности на занятии, используя простой прием. В книге Дуга Лемова «Мастерство учителя» он называется «отказ не принимается».

Как выглядит обычный диалог учителя обществознания с учениками:

Учитель: Иван, скажи какие существуют ветви власти?
Иван: Я не знаю.
Учитель: Кто еще может ответить на этот вопрос?
Мария: Ветви власти представлены законодательной, исполнительной и судебной.
Учитель: Правильно, Маша.

Мария получила заслуженную похвалу, а Ваня снова остался за бортом. В следующий раз всё повторится вновь — ведь ответить «не знаю» очень легко.

Нужно сделать так, чтобы сказать «не знаю» было сложнее, чем попытаться дать содержательный ответ.

Сравните с диалогом из нашего педагогического комикса.
Как видите, учитель хоть и дал подсказку, но не оставил Ивана просиживать урок во мнимом комфорте. А во втором случае, чтобы разбить порочную практику отказа от ответа, достаточно было попросить ученика повторить правильный ответ, который дал другой ученик.

Конечно, у метода есть ограничения, иногда по каким-то причинам ученику психологически тяжело участвовать в групповой работе. Но в большинстве случаев методика «отказ не принимается» работает на редкость мощно и позитивно.

Скептики скажут, что подобные вещи любой хороший учитель понимает интуитивно. Но мы здесь не согласимся: в обучении нет мелочей и простых моментов. Всё гениальное просто!

Оставьте комментарий

Адрес вашей электронной почты не будет опубликован.