Вместе веселее: почему готовиться к ЕГЭ нужно в группах

01

Почему в «Эдукариуме» ученики готовятся к ЕГЭ в группах?

Мы занимаемся с выпускниками в малых группах, потому что уверены, что это самый эффективный способ подготовки к экзаменам. Преимущества работы в группах перед индивидуальными занятиями подробно изучены зарубежной и отечественной педагогической наукой. У преподавателя, который ведет занятие в группе, в разы больше инструментов для подачи материала и мотивации учеников, чем у частного репетитора. А это значит, что и возможностей достижения высоких результатов больше.

02

Вы сказали, что ученики занимаются в малых группах.
Это сколько человек?

От 3 до 6. Социологи считают малой группой небольшую общность людей от трех человек до двенадцати. В процессе работы мы решили для себя, что идеальная учебная группа — это 7 человек (6 учеников и преподаватель). Для выполнения учебных задач участников можно делить на пары и тройки, в которых преподаватель выступает не контроллером, а полноценным участником процесса — первым среди равных. Психолог Борис Парыгин говорит, что в малой группе «участники находятся друг с другом в самом непосредственном (лицом к лицу) психологическом контакте». Именно поэтому занятия у нас проходят за круглым столом — все видят друг друга.

03

Я хочу высоких результатов на экзамене. На индивидуальном занятии все внимание преподавателя достается мне одному, а в группе делится на шестерых. Выходит, что подготовка в группе менее эффективна?

Это не так. Во-первых, комфорт на занятиях — половина успеха. Школьник попадает в группу единомышленников. Ходить на занятия в радость, а все одногруппники объединены одной целью. Нередко работа в группах превращается в соревнование, где каждый хочет выполнить задание быстрее и лучше товарищей. Такую среду очень сложно создать в школьном классе на три десятка человек, а на индивидуальных занятиях возможен только диалог учителя и ученика.

Плюс — работа в группах дает новые возможности для обучения. Например, на обществознании наши ученики проверяют сочинения друг друга. Это помогает им лучше ориентироваться в требованиях экзаменаторов и учиться на ошибках своих друзей. Очень помогает работа в группах при обсуждении дискуссионных вопросов, например, при подготовке к ЕГЭ по литературе. А при изучении иностранного языка работе в группах вообще нет альтернатив.

04

Убедили, языки и гуманитарные предметы лучше изучать в группе. Но как быть с точными науками?

Ученик, который готовится к ЕГЭ по математике нуждается в средствах мотивации не меньше, чем выпускники, изучающие биологию, обществознание или, скажем, литературу. Прием, который в западной методике преподавания называют Student Team Learning (STL, обучение в команде), прекрасно работает и при изучении точных наук. Ученикам ставится «групповая цель» — успех всей группы зависит от самостоятельной работы каждого учащегося. Ученик должен не только работать в группе, но и овладеть необходимыми знаниями. В этой статье можно почитать о том, как работа в группах помогает успешно готовить ребят к экзамену по математике.

05

Сотрудничество и общие цели — это хорошо и здорово. Но как быть, если уровень подготовки учеников разный? Ведь слабые ученики не будут поспевать за сильными?

Разумеется, в любой группе уровень подготовки учеников отличается. Хороший преподаватель создает условия, когда менее подготовленные ребята тянутся за более сильными учениками. Сильные школьники тоже остаются в выигрыше — они получают возможность делиться знаниями со сверстниками. Известно, что лучший способ досконально в чем-то разобраться — это научить другого.

06

Я занимаюсь у частного репетитора, и для меня это очень удобно. Если у меня возникают срочные дела, я просто отменяю занятие. Могу ли я ходить на занятия в группе по индивидуальному графику?

Нет, не можете. У каждой группы есть свое расписание, нарушать которое без уважительной причины нельзя. От пропусков будете страдать не только вы, но и одногруппники, потому что будет нарушаться привычный ритм работы.

В краткосрочной перспективе занятия с частным репетитором удобнее, потому что репетиторы часто подстраиваются под запросы учеников и меняют расписание. Но для успешной подготовки к ЕГЭ необходима систематичность и регулярность. Занятия в группе — неплохой мотиватор для несобранных учеников. Когда есть жесткий график, приходится откладывать второстепенные дела и работать вместе со всеми.

Конечно, бывают и исключения. Например, в случае болезни выпускника, лучше обратиться к частному репетитору, который сможет подстроиться под программу лечения.

07

У нас в школе есть элективные курсы подготовки к ЕГЭ, значит, мне незачем записываться на занятия к вам?

Это зависит от того, как проходит подготовка к ЕГЭ в вашей школе. Как правило, в калининградских школах такие дополнительные занятия мало чем отличаются от обычных уроков. Те же учителя и то же количество учеников. О том, как проходят подобные занятия, наша ученица даже написала статью для образовательного портала «Мел». Вам очень повезло, если в вашей школе ребята занимаются в группах по 3-5 человек у сильных преподавателей.

08

Я очень застенчивый человек и не смогу заниматься в группе. Как мне быть?

Работа в группах подходит большинству выпускников, но бывают исключения. Даже если вы уверены, что групповое занятие на 100% вам не подходит, попробовать все равно стоит. Сходите на первые два занятия, возможно, выйдя из зоны комфорта, вы сможете взглянуть на себя с другой стороны. Скорее всего, уже на втором занятии вы почувствуете себя как дома. Если этого не произойдет, всегда можно найти частного репетитора.